Как студенты меняют облик Санкт-Петербурга

Как к благоустройству большого города привлечь лучших студентов, компетентных экспертов и обычных горожан? Как использовать в качестве экспериментальных площадок значимые объекты Санкт-Петербурга? 

Руководитель общественного движения «Народные Эксперты» и автор проекта «МежВуз: StudUrbanLab» Екатерина Дашкова рассказала Фонду президентских грантов о том, как создавалась первая междисциплинарная урбанистическая лаборатория в городе на Неве. 

Проект «МежВуз: StudUrbanLab» стал продолжением инициативы по развитию Ивановского карьера в Невском районе. Тогда участники программы по благоустройству этой территории опросили 15 000 человек, создали концепцию с озеленением, пешеходными дорожками, скамейками, детскими и спортивными площадками, а также пространством для организации сцены и проведения мероприятий. После реализации этой идеи представители общественного движения «Народные Эксперты» решили объединить студентов разных вузов и направлений, профильных экспертов и представителей городской власти, чтобы найти новые решения для благоустройства общественных пространств Санкт-Петербурга.

Поддержка Фонда президентских грантов помогла запустить межвузовскую урбанистическую лабораторию.

 

Для привлечения участников организаторы создали сайт проекта и воспользовались самым популярным, по их мнению, каналом коммуникации — социальными сетями.

«Страница проекта, которая изначально задумывалась как информационная, стала образовательной платформой: там публикуются онлайн-трансляции лекций экспертов и приглашенных специалистов, научно-популярные статьи на урбанистические темы, подборки полезной литературы, — рассказывает Екатерина. — Группа «ВКонтакте» и страница в «Инстаграме» стали площадками для общения студентов, интересующихся урбанистикой».

Авторы убеждены, что именно социальные сети стали основной причиной массового притока участников.

Чтобы привлечь больше аудитории, сотрудники проекта отсылали официальные приглашения в вузы, направляли информацию в профильные СМИ и на интернет-ресурсы городских комитетов.

«Кроме этого, наша организация имеет обширный опыт взаимодействия с исполнительными органами государственной власти». Екатерина отмечает, что в основном связи уже были налажены во время работы над Ивановским карьером. Диалог с градостроительными учреждениями и специалистами происходил по опыту предыдущего проекта и с помощью официальных писем.

 

По итогам отборочного этапа группы формировались таким образом, чтобы они были междисциплинарными для разнообразия взглядов и обмена опытом.

В лаборатории студентам-участникам предложили усовершенствовать территории набережных рек Карповки и Смоленки, Соляного городка, общественного пространства у бизнес-центра «NAIBecar», территории ЖК «Ижора Сити».

«У нас не было цели сравнить итоговые проекты по балльной системе или выделить победителей и проигравших, – говорит автор проекта. – Так как команды занимались разными пространствами, объекты отличались друг от друга по различным параметрам. В этом очередная особенность проекта — студенты получали экспертную обратную связь на протяжении всего проекта на консультациях, мастер-классах, совместных обсуждениях с профессионалами своего дела».

Эксперты проекта «МежВуз: StudUrbanLab» стали наставниками для студентов и рассказывали об особенностях городских исследований, вместе с подопечными прорабатывали концепции совершенствования городских пространств.

Для привлечения дополнительного внимания к проблемам городской среды силами организаторов проекта «МежВуз: StudUrbanLab» была организована секция «Урбанистика» на Петербургском международном молодежном форуме 5.0.

 

В рамках проекта студенты проводили социологические исследования на местах в режиме онлайн, изучали состояние почв, воздуха и воды. После проработки идеи по преобразованию пространств студенты должны были создать графическую визуализацию своего концепта и окончательно подготовить свой проект для заключительного этапа.

Итоговые разработки студентов направили в комитет по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга.

«Проект «МежВуз: StudUrbanLab» позволяет совмещать традиционные университетские знания с навыками, получаемыми в ходе разработки кейса, – убеждена Екатерина. – Если продолжать проект, совмещающий образование, получение практического опыта и развитие урбанистики, то молодежь будет стремиться совершенствовать и свой профессиональный потенциал, и общественное городское пространство».

По итогам второго конкурса проект «МежВуз» получил грантовую поддержку в размере 490 710 рублей.

Полная статья на информационных ресурсах Фонда президентских грантов по ссылке: https://zen.yandex.ru/media/id/5adda52b48267728b1dcc73e/kak-studenty-meniaiut-oblik-sanktpeterburga-5afc3065ad0f2233e9ec6090